ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания.
Конечно, воспитание- дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее идея технологизации образования все больше разрабатывается.
Рассматривать работу классного руководителя, любого воспитателя с позиций технологии- значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
- Изучение учащихся и постановка конкретных задач воспитания.
- Планирование работы.
- Реализация плана ( выполнение работы).
4.Анализ и оценка результатов работы.
В начале учебного года мы задумываемся над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками и что предстоит сделать. При этом чаще мы думаем о внеурочной деятельности, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако это не всегда соответствует действительности.
Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время учащиеся не удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках или неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит- изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе? Об этом и пойдет речь.
Диагностика в работе классного руководителя ( психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом) является частью сравнительно нового направления- педагогической диагностики.
С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии здоровья учащихся, педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную ( она состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания); прогностическую ( что означает предвидение, предсказание, прогнозорова-
ние в развитии учащихся в будущем); воспитывающую, которая состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательное воздействие на учеников. Другими словами , диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно- воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются, главным образом, социально- нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководи-
тель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Для этого следует изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные способности ( осо-
бенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально- волевая и потребностно-мотивационная сферы, напрвленность личности
(интересы, отношения , ценности), наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и т.д.
В прошлом учебном году педагогический коллектив нашей школы наметил Программу оздоровления учащихся с целью гармоничного развития личности школьника, укрепления его здоровья, содействия успешному физическому развитию, обучения жизненно важным двигательным умениям и навыкам, совершенствования нравственных и волевых качеств, развития психологических процессов и свойств личности, повышения культуры отношения учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Были рассмотрены основные формы реализации программы:
- приведение школьной мебели в соответствие с ростовыми особенностями учащихся
- создание благоприятных условий для раскрытия физических способностей ребенка
- создание специальных групп лечебной физкультуры
- контроль за санитарным состоянием классных комнат, за режимом проветривания, за качеством медицинского обслуживания,за качеством питания учащихся в столовой
- ведение профилактической работы по предупреждению ДТТ
В результате комплексного воздействия значительно сократилось количество часто болеющих детей, увеличен процент охвата кружковой работой, снижена утомляемость детей в процессе уроков, созданы благоприятные условия для труда и отдыха детей и т.д.
Как изучать учеников и класс как группу? Вот наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения ( какие именно качества и особенности изучать), а также способов фиксирования результатов. Например. Свои наблюдения можно записывать на отдельных карточках в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них ( поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записей наблюдений.
Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учащихся. По форме анкеты бывают открытые( свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать среди предложенных ответов).
Вопросы анкеты должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным особенностям детей. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Вот пример анкеты «Общение». Учащимся предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
- Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками Г) с другими членами семьи
Б) с учителями Д) с друзьями во дворе
В) с родителями Е) ( для свободного ответа)
2. Если есть, то в чем они заключаются?
А) мало или нет друзей З) заставляют что-либо
Б) обижают, дразнят делать
В) воруют вещи И) держат в страхе
Г) бьют К) мне неинтересно с ними
Д) не понимают моего внутреннего мира Л) требуют только хороших
Е) нет общих интересов оценок
Ж) не видят моих хороших качеств М) ( для свободного ответа)
Анкета может использоваться в работе с учащимися с 3 по 9 класс.
-4-
Беседа , более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулирован-
ные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа помогает варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы.
Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника
но многие учителя , особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совме-
щается. Вести себя нужно непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует в краткой форме записать.
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников( сочинения, рисунки).
В последнее время нашим учителям стали известны тесты, не только как метод проверки знаний, но и как метод изучения личности школьника.
Тест- «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих опросники. Третья группа- проективные методики. В работе с таким материалом открываются особенности восприятия и поведения учащегося. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе. К таким тестам можно отнести методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого- нибудь события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Цель таких тестов: получение данных об отношении школьников к учебе, о воспитательной ситуации в семье, о потребностях, приоритетах и нравственных установках подростков.
Проведение диагностических процедур должно осуществляться периоди-
чески. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса совсем недавно была исключительно формальной, малоинформатив-
ной. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости.
В педагогической практике имеется опыт использования журнала классного руководителя, наряду с обычным классным журналом.
В Московском педагогическом университете сотрудниками кафедры педагогики в свое время была разработана диагностическая карта класса. Она построена в виде таблицы, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает ее содержательной, информативной и удобной для обозрения и анализа. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании и развитии учащихся, для постановки задач и разработки плана воспитательной работы.
Диагностическая карта – характеристика класса
Класс--------------- школа----------------- 2004-05 уч.год
Номера колонок:
1. Фамилия имя учащегося
( Учитель записывает фамилии мальчиков и девочек отдельно для
возможной дифференциации воспитательной работы )
2. Число, месяц, год рождения
( возраст записывается для учета физиологических особенностей, для рабо-
ты, связанной с наступлением правовой ответственности, получением
паспорта и т.д. )
3. Профессия матери (образование)
4.--------------- отца--------------------
( сведения нужны для социально- профессионального состава семьи и
привлечения родителей к работе с детьми в классе)
5. Тип семьи
( данные об этом получаем в процессе беседы с учащимися, а также
посещая семью )
6. Состояние здоровья
( о состоянии здоровья сообщают родители, врачи; данные используются
для регулирования нагрузок, корректировки режима, организации работы,
направленной на сохранение здоровья, проведения лечения)
7. Успеваемость
( данные используются для поддержки индивидуального роста ученика,
для оказания ему необходимой помощи )
8. Основные достоинства учащегося
9. Основные недостатки
10. Увлечения
( данные используются для индивидуальной работы, при организации
досуга )
11. Повышенные способности.
( одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения
учителей. Необходимо фиксировать направленность повышенных способ-
ностей. Данные используются для создания условий развития одаренных
детей, профориентации, организации обогащающего взаимодействия
учащихся ).
12. Специальные умения.
( это то, что не все умеют делать / фото, спорт, искусство ремесло и т.д./
Данные важны для развития способностей, вовлечения ученика во внеу-
рочную деятельность, профориентационные работы)
13. Культура поведения.
14. Положение в коллективе.
( определение межличностных отношений в классе и положения ученика в
нем: лидер, предпочитаемые, отвергаемые, социально активные и призна-
ваемые члены класса, социально пассивные. Получить данные можно с
помощью наблюдения. Использовать сведения для развития сплоченнос-
ти класса, формирования индивидуальных личностных качеств)
15. Выполняемые поручения.
( данные используются при организации дел в классе, для развития кон-
тактов, различных умений, качеств учеников)
16. Трудовая активность.
( для индивидуальной воспитательной работы)
17. Профессиональные намерения.
( для проведения профориентационной работы)
18. Участие в кружках, спортивных секциях.
19. Главные индивидуальные воспитательные задачи.
( индивидуальные воспитательные задачи формулируются на основе ана-
лиза всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков
общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе.
( Содержание колонок, т.е. характерных данных об ученике, педагог может разработать сам.)
Следует помнить о том, что данные карты должны быть доступны ограниченному числу лиц. Они используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования поло-
жительной самооценки.
Напомним, что изучение личности учащегося не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы. Материалы диагностики являются исходной точкой при планировании и проведении со школьниками различных дел воспитывающего характера.