Создание тестов в WORD и EXCEL

Тестирование - как средство оценки усвоения материала учащимися и эффективности работы учителя

 

 

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения. Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления уровня знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Существует большое множество различных видов контроля, остановимся на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.

Основные отличия тестов:

1) формализованность;

2) более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания;

3) использование математического статического инструментария для оценки полученных результатов.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Основными достоинствами тестовой формы контроля знаний является:

- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

- позволяет индивидуализировать работу с учениками;

- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности; 

- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.

Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:

- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

Многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это весьма непростое дело. Куча бессистемно надёрганных вопросов и ответов – далеко ещё не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Существуют четыре основные формы тестовых заданий:

1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.

1.2. Выбор нескольких правильных ответов.

1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

2. Задания открытой формы.

Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например, личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.д.

Выбор формы зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:

• Тест должен соответствовать целям тестирования;

• Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

• Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

• Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания (корректными);

• Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

• Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

• Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ…" и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.

Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил выставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумм всех баллов, полученных учеником, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого".

Приложение 3

Технология создания тестов в PowerPoint

Епифанова Т. Н.,

учитель высшей квалификационной категории





 

 

План работы:

  1. Презентация состоит из слайда – титульного листа, слайдов с вопросами и слайда с результатом выполнения теста.
  2. Титульный слайд оформляется произвольно, содержит информацию о названии теста, номер варианта, возможна какая-то инструкция о выполнении теста.
  3. Создание слайда вопроса:

- включить панель инструментов «Элементы управления»;
- разместить на слайде текст вопроса в поле заголовка;
- ниже надо поместить на слайде элементы управления – «Переключатель» для оформления вариантов ответа;

- поместить элемент управления «Кнопка»  для перехода на следующий слайд.

Если вы создаёте несколько слайдов с вопросами, все элементы управления можно выделить и копировать со слайда на слайд.

  1. Настройка Свойств Переключателя.

Из контекстного меню «Переключателя» выбрать пункт Свойства:
- Свойство  Caption  - текст первого варианта ответа.

- BackColor -  выберите вариант цвета фона,

- ForeColor  - цвет текста,

- Font – размер шрифта.

  1. Создайте  несколько копий Переключателя на слайде соответственно числу ответов в вопросе. Не забудьте изменить у каждого свойство  Caption в соответствии с вариантом ответа.
  2. Настройка свойств кнопки.

- Измените свойства Кнопки  Caption -  Дальше (следующий вопрос).

- С помощью свойств  ForeColor  и Font настройте цвет и размер шрифта.

  1. Код для кнопки.

- Двойным щелчком по кнопке переходим в окно написания кода;
- Записать:

Private Sub CommandButton1_Click()

K=0
If

OptionButton2.Value = True Then               (2 – номер верного ответа)

K = K + 1 (наращиваем счетчик правильных ответов)

End

If
OptionButton1.Value = False        (всем кнопкам, что есть на слайде свойство

OptionButton3.Value = False        False, чтобы на слайде из ответа исчезла

OptionButton2.Value = False        точечка)

SlideShowWindows(1).View.Next     (переходим на следующий слайд)

End Sub

Не забудьте исправить номер переключателя в условии оператора  If, чтобы он соответствовал правильному ответу. В данном примере кода правильный ответ 2.

  1. Переменная К  должна быть объявлена как глобальная, чтобы могла быть использована в коде всех слайдов. Для этого в окне VBA надо добавить модуль командой  «Insert – Module» и в окне кода модуля написать код:   Public K as Integer.

Чтобы ускорить процесс создания новых слайдов, можно использовать операцию копирования с последующим исправлением текстов вопроса, ответов и кода кнопки.

  1. Создание слайда с результатами теста.

На последнем слайде следует разместить два компонента VBA: «Надпись» и «Кнопка». В надписи будет записано число правильных ответов. Кнопка будет вызывать запись в надпись число правильных ответов. Настроим для нее соответствующее действие.

Код для кнопки:

Private Sub CommandButton1_Click()

Label1.Caption = K

End Sub

Можно также разместить две управляющие кнопки для перехода в начало теста и выхода из него. (Кнопки создаются командой меню: Показ слайдов – Управляющие кнопки. По числу правильных ответов оценку вы можете поставить сами.

Технология составления компьютерных тестов

средствами Excel

 

Рассмотрим технологию составления компьютерных тестов средствами Excel. 

Можно выделить следующие этапы создание теста:

  1. продумывание способа оформления вопросов;
  2. составление вопросов;
  3. выбор способа ввода ответа и оформление ответа;

выбор способов оценивания и подведения итогов.

1 этап

Для оформления вопросов можно создать бланки:

Для оформления бланка используются операции:

·                    заливки ячеек;

·                    объединения ячеек.

 

Выбирается режим - переносить по словам и оптимальный способ размещения текста в ячейке, например, выравнивание по центру.

После создания бланка его можно скопировать столько раз, сколько вопросов в тесте.

 

2 этап – составление вопросов.

 

3 этап

Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).

·                    При создании теста со свободным ответом создается  группа ячеек для ввода ответа.

·                    При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:

  1. Выбирается позиция меню Данные.
  2. В ниспадающем меню выбирается команда Проверка.

 

  1. В диалоговом окне выбирается тип данных – Список.

  1. В окне Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой.

Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых обучаемый должен будет выбрать один ответ:

4 этап

Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ.

В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина - указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ.

Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ:

 

При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значение критерия, в нашем случае слово «верно».