Организация совместного досуга

Организация совместного досуга детей и родителей.      

"Воспитние есть процесс социальный в широком смысле.
                   Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.
                                                                          Из них на первом месте – родители и педагоги.”

А.С.Макаренко

      «Школа – наш второй дом». Часто мы слышим эту фразу из уст учителей, школьников. Но насколько она искренна?

Современный школьник непредсказуем и неоднозначен. Как и вовсе времена, он болезненно воспринимает любые посягательства взрослых на свою свободу и независимость. Как же реализовать сотрудничество, сотворчество ребят в наше сложное время? Как деликатнее найти точки соприкосновения со всеми детьми, как поддержать каждого ребенка? Эти бесконечные «как» окружили нас плотной стеной и заставили трудиться на ниве разнообразных педагогических технологий, искать, путь совершенствования.

В нашем, взрослом, понимании свободное время (досуг) - часть внерабочего времени, которое остаётся после непреложных занятий и расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т.), любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т.д. Но может содержать также и пассивный отдых (ничегонеделание) и даже антикультурные занятия.      

Свободное время наших детей - время отнюдь не праздное. Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно -  это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу – через много лет. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. И необходимо выработать эту потребность у детей отдыхать так, а не иначе.

Проводились исследования о занятости детей. Было выявлено: в интервале от часа до четырех подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?

25% ребят гуляет на улице с друзьями;

18% - слушают музыку или смотрят телевизор;

15% - читают и трудятся по дому;

14% - посещают кружки и секции.

            Главным «пожирателем» времени взрослых и детей стал телевизор. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Однако 40% школьников неравнодушны к телеиграм и видеоклипам, а также к рекламам. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подряд. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.

      Внеклассная деятельность с учащимися осуществляется согласно общешкольному планированию. Уже много лет в школе есть свои традиции, к числу которых относятся:  праздник «Здравствуй, школа»,  месячник оборонно-массовой и спортивной работы, «День Здоровья», «Последний звонок».

Но основной формой внеклассной работы является КТД – коллективно-творческое дело. Эта форма позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся, сплотить ученический коллектив и выступать как форма ученического самоуправления.

Темы КТД связаны с направлениями воспитательной работы школы:

1.        художественно-эстетическим,

2.       гражданско-правовым и патриотическим,

3.      экологическим,

4.      экономическим,

5.      физкультурно-оздоровительным,

КТД:

Подготовка к праздникам: «День пожилых», «День учителя», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День победы». Конкурсы рисунков, поделок, открыток, чтецов  по разным темам.  Проводятся общешкольные субботники, экскурсии, поездки в город Чебоксары.

Организация досуга и развитие творческих способностей учащихся осуществляется также через кружковую и секционную работу.

Формы работы: оформление школы, участие в конкурсах, концертах, фестивалях,

Через классные родительские комитеты и Совет школы проходит участие родителей в управлении школой, через родительский всеобуч – педагогическая пропаганда и индивидуальная работа, Советы профилактики – работа с семейным неблагополучием, семейный клуб – организация досуга детей и родителей .

    Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. Успешность воспитания во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и родителями. В младшем школьном возрасте очень важно сделать родителей помощниками. На данном этапе обучения большое внимание учителя уделят именно этой проблеме.                                                                                                             

   Значительную часть классных дел стараемся организовать с участием родителей: родительские собрания, праздники и другие формы.

С момента поступления ребёнка в школу, организация досуговой деятельности учащихся рассматривается  как условие формирования позитивных детско-родительских отношений.

     Работая учителем начальных классов не первый год, я обратила внимание на один непреложный факт: в первом классе родители активно посещают все мероприятия и праздники, организуемые учителем. Чем старше становятся дети, тем менее активны родители, тем реже они появляются в школе. Их интерес ограничивается  узнаванием оценок по учебным предметам, которые получил ребёнок за определённый промежуток времени.

 Находясь в постоянном творческом поиске, удалось отыскать несколько  ключиков к успешному взаимодействию с родителями в данном направлении:

  • периодические праздники, совместные вечера отдыха для родителей с детьми,  проведение различных конкурсов,   которые сближают родителей, детей и педагогов; в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие.    Родители могут увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка, спланировать, над чем стоит поработать дома. Стоит отметить и положительные эмоции, которые получают как родители, так и дети.
  • сезонные  походы, которые способствуют укреплению здоровья, взаимоотношений; формируют потребность в здоровом образе жизни, занятиях спортом. В нашем классе сложилась здоровая традиция и потребность ходить в походы 3 раза в год: осенью ( в пору листопада), зимой и весной ( в конце учебного года). И это не считая лыжной прогулки по школьному стадиону на январских каникулах, которая также вошла в традицию.
  • совместные поездки в зоопарк, театр – это возможность увидеть своих детей со стороны.
  • привлечение родителей к организации праздников для детей мобилизует их силы на выдумку и фантазию.
  • создание "Книги добрых дел” является стимулом для активного участия родителей в жизни класса

   Младшие школьники  очень чутко реагируют на присутствие родителей в их школьной жизни. Они счастливы, если родители рядом, и огорчаются, чувствуют себя неловко, когда их родители на общем празднике отсутствуют. Не зря говорят: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

  Родители в любой школе помогают в организации мероприятий, но что же может родитель, – мы часто задаем себе такой вопрос. На самом деле, родители, при правильной организации труда и должной помощи педагогов могут все! – и это действительно так. Просто иногда с силу личной загруженности на работе или некоторой стеснительности – а вдруг не получится! – родители отказывают классному руководителю в помощи. Но задача классного руководителя остается прежней – организация досуга детей при помощи родителей.
 Классные руководители нашей школы организуют с помощью родителей не только родительские собрания, но и вечера, праздники, чаепития, концерты. Особенным днём в жизни школы является праздник 25 мая, когда на школьном дворе собираются родители, сегодняшние выпускники и прошлых лет, учителя и учащиеся школы, все участники праздника ждут главных событий: костра и фейерверка. И отличная оценка получается лишь тогда, когда ученик совместно со своими родителями готовится к этому мероприятию, ведь детям важно знать на деле, что они нужные, любимые и самые важные в жизни родителей. Сами родители порой признают, что не всегда в своей жизни видели столько, сколько успели узнать за время обучения их детей, – ведь мир постоянно меняется, появляется новое, уходит старое.

   Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
  В условиях сельской школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы образовательного учреждения создается программа развития, концепция воспитательной работы и другие основополагающие документы, на которые школа будет опираться в последующие годы работы. Очень важно, чтобы они создавались вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе этих программ.
В школе родительская общественность представлена родительским комитетом школы.
Родительский комитет школы состоит из представителей родителей учащихся от каждого класса и представляет интересы каждого класса.
Основные задачи в работе родительского комитета школы – координация взаимодействия учеников, родителей и учителей. Основные задачи в работе родительского комитета школы – организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся..
   Но работа с родителями это не только безоблачной горизонт, но порой и споры, и даже конфликты. Причиной конфликта может стать элементарное нежелание педагога или родителя слышать друг друга, усталость, загруженность, недостоверная информация. Как правило, выход из такой ситуации только один – разрешение конфликта мирным путем. Но сколько бед удалось бы избежать, если бы и тут учитель не защищал свою позицию, а родитель не настаивал на услышанном ранее и не пытался доказать свою правоту. Противоречие в том, что образовательный уровень родителей неуклонно растет, что влечет за собой уверенность родителей в непогрешимости их педагогической позиции. Этот вопрос можно рассмотреть и с другой позиции. Кто посмеет заявить, что педагоги обязаны оказывать помощь представителю той или иной профессии? А педагоги однако полагают, что в обязанности родителей входит помощь классному руководителю. Не странно ли это? Классный руководитель, если он обладает профессиональным мастерством, сам справляется со своим профессиональным делом, никого не зовя на помощь и не считает постороннюю помощь составной частью своего профессионального дела. По крайней мере, такая постановка вопроса кажется честной и логически оправданной. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:
1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка,
2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи,
3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет,
4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, – это может вызвать отрицательную реакцию,
5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы,
6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину,
7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка.
Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
  Сегодня многие родители не могут понять, что почти 20 – летний перерыв со времени их собственного обучения и окончания школы заметно поменял цели и содержание образования, так как появились новые общественные потребности. Они подчас рассматривают школу как «камеру хранения», где ребенок почти автоматически должен получать конкретные знания. Семейное же воспитание по природе своей основано на чувстве. Семья изначально зиждется на чувстве любви, которая и определяет нравственную атмосферу, стиль, тон взаимоотношений в семье. Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители 2-х, 3-х, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, критерии оценок, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Следующая особенность семейного воспитания – широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, года.
        В подавляющем числе случаев родители за критерий благополучия школьного детства принимают «отметки», при этом они весьма болезненно относятся к психологической диагностике образовательного процесса. В чем – то это справедливо: обычно родители не могут в полном объеме справиться с учебными заданиями детей, многое забыли или считают ненужным. Поэтому вынужденное оказание помощи ребенку вызывает у них раздражение, а вменяемый школой контроль выполнения домашних заданий порой усиливает рассогласование между семьей и школой. Поэтому мы посчитали нужным усилить воспитательную систему школы вторым педагогом – психологом.
  Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. – работа классного руководителя с семьей. Первый аспект – оказание педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся. Другое направление – оказание родителям педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания., разрешения противоречий подросткового возраста., профилактика формирования вредных привычек.
    Большой вклад родители вносят в профилактическую работу с учащимися, ведь многие вредные привычки приобретаются детьми спонтанно, под влиянием сверстников или улицы. Родители принимают участие в реализации плана и программы профилактической работы с учащимися не только по вредным привычкам, но и по правонарушениям среди несовершеннолетних, – в результате – в школе нет учащихся состоящей на учете в милиции.

   Закончить своё выступление я хочу известными  словами А.С.Макаренко: "Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.