Концепция воспитательной системы
Вурманкасинской ООШ.
Главная функция школы – воспитательная. Целенаправленное воспитание школой понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как личности и индивидуальности. Усилия воспитателей в школе должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умения строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В основе системы воспитания школы лежат следующие идеи:
- личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет возрастных особенностей учащихся;
- культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
- гуманизация межличностных отношений: авторитарность, грубость. Насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность;
- деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса: в школе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная реальными делами;
- средовый подход в воспитании, который включает в себя различные варианты взаимодействия школы со средой (семьей, внеучебными объединениями разнообразной направленностью);
- забота всего социума о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни.
Воспитание – процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от обучения. Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить человековедческий материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
В провинциальной среде школа является местом, где ребенок проводит практически все свое время. Значит, она должна сделать все от нее зависящее для создания условий , обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Особо важное значение имеет уклад школьной жизни, школьная атмосфера и культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе.
Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии требует, чтобы школа строилась как подлинно демократическая община, способная к самоуправлению и саморегуляции. В ее избранных управленческих органах(конференция, собрание, совет, комитет) учащиеся принимают непосредственное и активное участие.
Весь дух школы, все содержание образования должны быть направлены на формирование у школьников патриотического сознания и чувства патриотизма, на формирование каждого как активного гражданина, владеющего политической культурой, критическим мышлением, что позволит ему осознанно и самостоятельно сделать собственный политический выбор.
Школа должна активизировать пропаганду среди подрастающего поколения санитарно-гигиенических знаний по профилактике СПИДа и наркомании. Противонаркотическая пропаганда должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы – высоким.
Управление воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием его эффективности является оптимальное их сочетание.
Пути решения воспитательных задач разнообразны. Для нашей школы это прежде всего:
- школьная культура, атмосфера, стиль взаимоотношений;
- словесные методы;
- создание педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения;
- урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность;
- творческая деятельность.